Если параметр send_addr равен nil,
uses stdio;
function recvfrom(sockfd:longint; var message; length, flags:longint;
var send_addr:tsockaddr; var add_len:longint):longint;
function sendto(sockfd:longint; var message; length, flags:longint;
var dest_addr:tsockaddr; dest_len:longint):longint;
Если параметр send_addr равен nil, то вызов recvfrom работает точно так же, как и вызов recv. Параметр message указывает на буфер, в который помещается принимаемая дейтаграмма, а параметр length задает число байтов, которые должны быть считаны в буфер. Параметр flags принимает те же самые значения, что и в вызове recv. Два последних параметра помогают установить двустороннюю связь с помощью UDP-сокета. В структуру send_addr будет помещена информация об адресе и порте, откуда пришел прочитанный пакет. Это позволяет принимающему процессу направить ответ пославшему пакет процессу. Последний параметр является указателем на целочисленную переменную типа longint, в которую помещается длина записанного в структуру send_addr адреса.
Вызов sendto противоположен вызову recvfrom. В этом вызове параметр dest_addr задает адрес узла сети и порт, куда должно быть передано сообщение, а параметр dest_len определяет длину адреса.
Адаптируем пример для модели дейтаграммных посылок.
(* Сервер *)
uses sockets,linux,stdio;
const
SIZE=sizeof(tinetsockaddr);
(* Локальный серверный порт *)
server:tinetsockaddr = (family:AF_INET; port:7000; addr:INADDR_ANY);
client_len:longint=SIZE;
var
sockfd:longint;
c:char;
(* Структура, которая будет содержать адрес процесса 2 *)
client:tinetsockaddr;
begin
(* Установить абонентскую точку сокета *)
sockfd := socket (AF_INET, SOCK_DGRAM, 0);
if sockfd = -1 then
begin
perror ('Ошибка вызова socket');
halt (1);
end;
(* Связать локальный адрес с абонентской точкой *)
if not bind (sockfd, server, SIZE) then
begin
perror ('Ошибка вызова bind');
halt (1);
end;
(* Бесконечный цикл ожидания сообщений *)
while true do
begin
(* Принимает сообщение и записывает адрес клиента *)
if recvfrom (sockfd, c, 1, 0, tsockaddr(client), client_len) = -1 then
begin
perror ('Сервер: ошибка при приеме');
continue;
end;
c := upcase (c);
(* Посылает сообщение обратно *)
if sendto (sockfd, c, 1, 0, tsockaddr(client), client_len) = -1 then
begin
perror ('Сервер: ошибка при передаче');
continue;
end;
end;
end.
Новый текст клиента:
(* Клиентский процесс *)
uses sockets,stdio,linux;
const
SIZE=sizeof(tinetsockaddr);
(* Локальный порт на клиенте *)
client:tinetsockaddr = (family:AF_INET; port:INADDR_ANY; addr:INADDR_ANY);
(* Адрес удаленного сервера *)
server:tinetsockaddr = (family:AF_INET; port:7000);
var
sockfd:longint;
c:char;
begin
(* Преобразовать и записать IP адрес *)
server.addr := inet_addr ('127.0.0.1');
(* Установить абонентскую точку сокета *)
sockfd := socket (AF_INET, SOCK_DGRAM, 0);
if sockfd = -1 then
begin
perror ('Ошибка вызова socket');
halt (1);
end;
(* Связать локальный адрес с абонентской точкой сокета. *)
if not bind (sockfd, client, SIZE) then
begin
perror ('Ошибка вызова bind');
halt (1);
end;
(* Считать символ с клавиатуры *)
while fdread (0, c, 1) <> 0 do
begin
(* Передать символ серверу *)
if sendto (sockfd, c, 1, 0, tsockaddr(server), SIZE) = -1 then
begin
perror ('Клиент: ошибка передачи');
continue;
end;
(* Принять вернувшееся сообщение *)
if recv (sockfd, c, 1, 0) = -1 then
begin
perror ('Клиент: ошибка приема');
continue;
end;
fdwrite (1, c, 1);
end;
end.
Упражнение 10.4. Запустите сервер и несколько клиентов. Как сервер определяет, от какого клиента он принимает сообщение?